Одним из основных способов повышения безопасности движения является соблюдение расстояния от попутных ТС. При недостаточной дистанции водитель заднего автомобиля не всегда сможет своевременно отреагировать на начало торможения едущей впереди машины. Не менее важно соблюдать боковой интервал, поскольку при резком и внезапном маневре машины могут столкнуться.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
В российских ПДД отсутствует разъяснение понятий интервала или дистанции до соседних ТС, едущих в потоке. При этом в пункте 9.10 есть требование к водителям, которые при движении должны сами определять безопасное расстояние до передвигающегося впереди ТС. Расстояние должно быть достаточным для реакции водителя на начало торможения попутной машины. Такое же размытое требование касается и расстояния между едущими в параллельном направлении автомобилями. Конкретики с цифрами по расстояниям нет, все отдается на откуп водителям, которые должны учитывать свои навыки, возможности автомобиля и дорожные условия.
Расстояние в зависимости от условий
Рассмотрим типовую ситуацию – по дороге передвигаются два автомобиля. Расположенная спереди машина начинает резко снижать скорость, водитель второго автомобиля реагирует на включение сигнализаторов торможения с небольшим запаздыванием. Время реакции зависит от множества факторов и является индивидуальным параметром. В большинстве случаев при хорошей видимости расстояние между попутными ТС должно составлять не менее 50% от скорости движения. Таким образом, при 90 км/ч относительно безопасным будет дистанция от 45 м. При определении дистанции нужно учитывать тормозную динамику автомобилей –
машины спортивного типа останавливаются быстрее бюджетных моделей.
Если дорога залита водой, то расстояние нужно увеличить в 2-3 раза. При наличии на асфальте ледяной корки дистанция должна быть еще больше, расстояние нужно определять по своему усмотрению. В плотном потоке выдержать дистанцию сложно, в зазор будут постоянно заезжать автомобили, водители которых увереннее чувствуют себя на дороге. Указанное расстояние в 50% от скорости относится к пустой машине, при полной загрузке эффективность тормозов снижается и дистанцию нужно увеличить в 1,5-2 раза. В ряде случаев на дорогах ставятся знаки с указанием минимального расстояния между попутными машинами. Знаки обычно устанавливают перед мостами или тоннелями – сложными участками дорог с повышенными требованиями к дистанции.
В городском потоке при скорости 40-50 км/ч достаточно расстояния между автомобилями в пределах 3-4 м при условии чистой дороги. На льду нужно делать запас, особенно при приближении к перекресткам – при резком торможении можно «догнать» едущий впереди автомобиль. При остановке нужно оставлять между расположенной спереди машиной, достаточный для свободного объезда автомобиля, который по каким-то причинам не сможет начать движение.
Боковой зазор также определяют по собственному усмотрению с учетом ширины и количества полос. Нужно помнить о возможном резком маневре едущего сбоку автомобиля – для объезда ямы или иного препятствия. При парковке боковой зазор нужно выбирать с таким условием, что открытая дверь не нанесет повреждений стоящему рядом ТС. Последнее условие малоприменимо для крупных городов – машины на стоянках располагаются очень плотно.
Как определить расстояние
Основной способ – визуальный расчет, водитель ориентируется исключительно на глазомер и интуицию. В ряде публикаций есть советы – ориентироваться на расстояние между столбами освещения или вести некие математические расчеты. Подобные манипуляции только притупляют внимание, и водитель слишком поздно среагирует на начало торможения попутного ТС. Что касается бокового расстояния, то его нужно выдерживать в пределах 1-2 м (если ширина полос позволяет подобное расположение автомобилей).
Наказания за неправильную дистанцию
Поскольку в ПДД нет четкой трактовки расстояний до попутных или едущих рядом ТС, то штраф не предусматривается. Штрафные санкции предусмотрены только в случае столкновения с ехавшим впереди ТС – после резкого торможения или по иным причинам. Как показывает практика, при попутном столкновении виновным чаще всего становится водитель машины, ехавшей сзади. Если есть доказательства, что водитель первого автомобиля сознательно провоцировал столкновение, то вину возложат на него.
Штраф можно оплатить с традиционной скидкой 50% на протяжении 20 дней после выдачи квитанции. При отсутствии факта аварии штраф не выписывается. Квитанция не оформляется и в случае столкновения с припаркованным автомобилем кроме случаев ДТП с машиной, остановившейся на запрещающий сигнал светофора. В случае ДТП виновная сторона может получить штраф в соответствии с уголовным кодексом – минимальное наказание составляет 2500 руб., а при нанесении тяжких увечий другим участникам ДТП можно получить до 3 лет ограничения свободы либо на несколько лет расстаться с водительским удостоверением.
Заключение
Поддержание безопасного интервала от других транспортных средств является зоной ответственности водителя. При расчете дистанции учитывают скорость и дорожные условия, в ряде случаев расстояние между попутными ТС регламентируется знаком. Штраф за нарушение дистанции предусмотрен только для виновной стороны при совершении ДТП.